Публичный доклад
Управления образования Кинешемского муниципального района
Итоги деятельности
системы образования Кинешемского муниципального района
в 2010-2011учебном году и задачи на 2011-2012 учебный год
по совершенствованию системы образования в условиях
модернизации общего образования, реализации
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Публичный доклад является ежегодным отчетом Управления образования Кинешемского муниципального района, обеспечивающим регулярное информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития муниципальной системы образования.
Публичный доклад обеспечивает открытость функционирования системы образования, формирует пространство информационного диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса.
Доклад адресован широкому кругу читателей: общественным организациям, педагогическому сообществу, обучающимся и их родителям, работникам системы образования, представителям органов законодательной и исполнительной власти, средств массовой информации.
Содержание
Общая социально-экономическая характеристика Кинешемского муниципального района
Общая характеристика муниципального образования
2.1.Дошкольное образование2.2.Общее образование
Изменение школьной инфраструктуры
Переход на новые образовательные стандарты
Сохранение и укрепление здоровья школьников
Развитие системы поддержки талантливых детей
Совершенствование учительского корпуса
Основные тенденции и задачи развития муниципальной системы образования в 2011-2012 уч. году
Деятельность Управления образования Кинешемского муниципального района в 2010-2011 учебном году осуществлялась в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и была направлена на реализацию целей и задач, поставленных Приоритетным Национальным проектом «Образование», национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», проектом модернизации общего образования на 2011-2015 годы.
В соответствии с заданными государством ориентирами политика в сфере образования направлена на создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечивающего его доступность, качество и эффективность, воспитание нравственных ценностей, гражданственности, патриотизма. Эти направления соответствуют требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
^ Общая социально-экономическая характеристика
Кинешемского муниципального района Кинешемский муниципальный район находится в северо-восточной части Ивановской области. Район граничит на севере и северо-востоке с Костромской областью, на севере с Заволжским районом, на востоке с Юрьевецким районом, на юге с Лухским районом, на юго-западе и юге с Вичугским районом.
В соответствии с законом Ивановской области от 25 февраля 2005 года № 42-ОЗ «О городских и сельских поселениях в Кинешемском муниципальном районе» в муниципальном образовании «Кинешемский муниципальный район» образованы 1 городское (Наволокское городское поселение) и 6 сельских поселений, на территории которых находится 233 населённых пункта.
В Наволокском городском поселении находится 12 образовательных учреждений района, в Решемском сельском поселении – 6 образовательных учреждений, в Луговском сельском поселении – 3 образовательных учреждения, в Батмановском сельском поселении – 2 образовательных учреждения, в Шилекшинском сельском поселении – 4 образовательных учреждения, в Ласкарихинском сельском поселении – 2 образовательных учреждения, в Горковском сельском поселении – 1 образовательное учреждение.
В настоящее время на территории района проживает 23,426 тыс. человек, в том числе городское население составляет 10,0 тыс. человек и сельское 13,426 тыс. человек.
Основной тенденцией в демографической ситуации Кинешемского муниципального района, как и в области в целом является снижение численности населения. Это объясняется отрицательным результатом естественного воспроизводства.
^ Распределение численности населения Кинешемского муниципального районапо возрастным группам.Показателитыс. человек^ Удельный вес, %200820092010200820092010Численность населения – всего
24024
23706
23426
100
100
100
в том числе:
моложе трудоспособного возраста
3304
3242
3246
13,7
13,5
13,9
трудоспособного возраста
14974
14705
14394
62,3
62
61,4
старше трудоспособного возраста
5746
5759
5786
23,9
24,5
24,7
Основой потенциала района являются 4 промышленных предприятия; 12 сельскохозяйственных предприятий, в том числе ОАО «Птицефабрика «Кинешемская», вошедшая в
300 лучших предприятий страны, 23 крестьянских (фермерских) хозяйства, 3 подсобных хозяйства; 3 строительных организации; 2
санатория; 50 реально действующих предприятий малого бизнеса; 126 предприятий розничной торговли и общественного питания; 20 предприятий по оказанию услуг населению. Зарегистрировано более 340 индивидуальных предпринимателей.
Среди проблем необходимо отметить отток квалифицированных кадров и специалистов в Московский регион. Основной причиной этого является более высокая заработная плата в этом регионе.
Таким образом, в районе складывается неблагоприятная демографическая ситуация.
^ 2.Общая характеристика муниципального образованияСистема образования Кинешемского муниципального района Ивановской области представляет собой разнообразную многофункциональную сеть, состоящую из образовательных учреждений различных типов и видов, реализующих вариативные учебные программы, позволяющие удовлетворять запросы населения.
На начало 2010 - 2011 учебного года в районе функционировало 27 образовательных учреждения. Из них:
-7 средних общеобразовательных школ,
-2 основные школы, 1 вечерняя (сменная) школа;
-15 образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования; 2 учреждения дополнительного образования детей.
Численность учащихся на 30.05.2011г. составляет 1593 чел. ( 2009-2010г. – 1707 чел., 2008-2009 г. – 1822 чел.) Количество классов комплектов - 90 (2010г – 100, 2009 г. – 107).
Средняя наполняемость классов по селу – 11,6 (2009-2010г. - 11,6. 2008-2009 г. – 11,1),по городу – 25,0 (2009-2010г. – 25,4, 2008- 2009 г. – 24,9).
В настоящее время в районе сложилась тенденция к сокращению количества образовательных учреждений основного общего и среднего общего образования, что, прежде всего, связано с демографической ситуацией и снижением численности обучающихся.
^ 3. Изменение школьной инфраструктуры На достижение стратегической цели в области образования, реализацию основных целей и задач отдела образования выделяются бюджетные средства, которые составили в 2010-2011 учебном году 106 062,4 тыс. руб., что на 4,9% больше, чем в 2009-2010 г.
^ Бюджетные средства 2010 - 2011 учебный годГод 2008 - 2009 2009 - 2010 2010 - 2011 ^ Расходы на одного ученика МОУ 29285 руб. 33564 руб. 34638 руб. ^ Расходы на одного воспитанника МДОУ 38078 руб. 47548 руб. 51495 руб. Доля субвенций и субсидий из регионального и федерального бюджета в 2010-2011 уч.г. составила 45 185, 48351 тыс. руб. – это 42,6 % от общих расходов на образование Кинешемского муниципального района.
Материально-техническая база необходимое условие функционирования МСО и всех её звеньев.
Ремонтные работы в ОУ выполнены на сумму
4249,59 тыс. руб., в том числе из областного бюджета –
2000,0 тыс.руб.,
из муниципального бюджета
1933,06 тыс. руб.,
родительских средств -
130,8 тыс. руб.,
спонсорских средств-
135,4 тыс. руб, субвенции -
50,33 тыс.руб.
Денежные средства из областного бюджета в сумме
2000,0 тыс.руб. израсходованы на МДОУ «ЦРР- детский сад №1» г. Наволоки:
- строительство перехода в бассейн;
-замену линии водоснабжения;
- ремонт кровли бассейна:
-замену оконных блоков и дверей;
- ремонт внутренних помещений бассейна;
-приобретение и монтаж оборудования для фильтрации воды в бассейн.
На укрепление материальной базы дошкольных образовательных учреждений за счет родительских средств были приобретены игрушки, постельное белье, полотенца, посуда, линолеум, ноутбук на сумму -144.85 тыс.руб., а за счет областной субвенции приобретена ученическая мебель ( 15 комплектов).для сош №1 г. Наволоки на сумму 41,8 тыс.руб
Оптимизация сети также позволила увеличить численность учащихся, приходящихся на одного работающего в общеобразовательных учреждениях района в 2010г – 5,9 учеников на 1 работающего в ОУ, (2009г. – 4,9)
В 2010 – 2011 уч.г. Осуществлялась планомерная работа по обеспечению безопасности образовательного процесса:
- Подключен мониторинг АПС с выводом на пульт 01 в 11 ОУ ( 10- МДОУ и 1-МУДО)
-Подключены кнопки экстренного вызова(КЭВ) с выводом на пульт ООО «Ветеран-2» в 8 ОУ (7-МДОУ, 1-МУДО)
-Установлено 6 металлических входных дверей в МДОУ «ЦРР-детский сад №1»г. Наволоки – 4 двери, МДОУ детский сад д.Осташево – 2 двери.
При подготовке образовательных учреждений к новому2010-2011 учебному году на выполнение противопожарных мероприятий освоено всего
2138,901 тыс.руб.,
в том числе: из областного бюджета
300,0 тыс.руб (выполнен монтаж АПС в здании дошкольной группы МОУ Шилекшинской сош и в здании столовой МОУ Ильинской сош, дооборудована АПС в МОУ « Дьячевской сош», установлено 9 противопожарных дверей ,установлены доводчики на дверях); из муниципального бюджета освоено
1838,901 тыс.руб. , том числе 450,0 т.руб . по целевым программам «Пожарная безопасность дошкольных образовательных учреждений Кинешемского муниципального района на 2010-2012 годы» и «Пожарная безопасность общеобразовательных учреждений Кинешемского муниципального района на 2010-2012 годы»
^ Противопожарные мероприятия (2010-2011 учебный год):Проводимые мероприятия, оснащение школ современным учебным оборудованием в рамках КПМО и оптимизация сети ОУ района способствуют повышению доли учащихся обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса до 92,15 %, (
2009 г. - 67 % , 2010 г - 84,91% ).
О социальной востребованности дошкольного образования свидетельствует наличие очередности на устройство детей в детские сады Основным направление в работе ДОУ является обеспечение доступности услуг дошкольного образования для населения района.
В районе фактически проживает _1044______ детей дошкольного возраста, из них ___749___чел. посещают ДОУ(что составляет ____84___%). Однако увеличивается количество детей нуждающихся в оказании им образовательной услуги ( за два года очерёдность в ДОУ увеличилась с 33 до 148 чел.
Увеличилась доля детей с 3 до 7 лет, получающих услугу по предоставлению дошкольного образования в 2010-2011 уч.г. – 84%,
2009-2010 уч.г. – 73,2%
Значительно выросла доля детей в возрасте с 5 до 7 лет, получающих услугу по дошкольному образованию:
2010-2011 уч.г. – 97 %, 2009- 2010 уч.г. – 79,1 %
2008 - 2009 уч. год2009-2010 уч. год2010-2011уч. годОхват ДО77,7% (734 чел.) 79% (723 чел.) 80%(724 чел.) Очередность(от 1,5 до 7 лет) 33 чел. 60 чел. 148 чел. Несмотря на сложное финансово-экономическое положение Управление образования совместно с ОУ постепенно решает проблему очерёдности в ДОУ:
-МДОУ детскому саду д. Луговое возвращено помещение одной групповой ячейки, ранее переданное межпоселенческой библиотеке Кинешемского муниципального района. Ведётся работа по открытию ещё одной группы.
- МДОУ «Детский сад с . Станко» принимает детей из г. Наволоки, не обеспеченных местами в городских детских садах.
Проведенные мероприятия способствовали росту удовлетворенности предоставления муниципальной услуги. Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования детей :
2009 -2010 уч.г. - 76% 2010г. – 2011 уч.г - 97%
Оптимизация сети также позволила увеличить численность учащихся, приходящихся на одного работающего в общеобразовательных учреждениях района в 2010-2011 уч.г. – 5,9 учеников на 1 работающего в ОУ, (2009- 2010 уч г. – 4,9)
Однако остаётся неоптимальной соотношение численности педагогического персонала к численности руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала (70% и 30% соответственно)
Вид ОУ Педагогический персонал ^ Руководящий, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал Соотношение ДОУ 78 126 62/38 МОУ 173 156 53/47 УДОД 31 11 74/26 Недостаточно оптимальное соотношение руководящих и педагогических работников повлияло на распределение фонда оплаты труда внутри учреждений. Таким образом, средняя заработная плата
- в муниципальных учреждениях дошкольного образования в 2010-2011 уч.г. – 5535 руб. (увеличение на 6,3% по сравнению с 2009-2010 уч.г. – 5188 руб. )
- в общеобразовательных учреждениях в 2010 -2011 уч.г. – 8333 руб. (увеличение на 9,5% по сравнению с 2009 -2010 уч.г. – 7537 руб. )
муниципальных детских дошкольных учреждений 2008-2009 уч. г.- 4192 руб., 2009-2010 уч. г. - 5188,7 руб., 2010 – 2011 уч.г. – 5535 руб.
учителей муниципальных общеобразовательных учреждений 2008-2001 уч. г.- 5365руб., 2009 -2010 уч.г.- 7537 руб., 2010-2011 уч.г.- 8340 руб. (увеличился на 9,6%).
^ Средняя заработная платаНизкий размер средней заработной платы педагогов объясняется тем, что учителя соглашаются работать на неполную учебную нагрузку, лишь бы не остаться без работы, руководители школ заинтересованы в том, чтобы преподавание осуществляли учителя - специалисты по предмету, неоптимальное соотношение руководящих и педагогических работников в штатных расписаниях ОУ, в ряде муниципалитетов ставки младшего обслуживающего персонала финансируются из местных бюджетов, бюджет района такой возможности не обеспечивает.
В целях сокращения неэффективных расходов, оптимизации сети и повышения качества образовательной услуги в 2010-2011 году была проведена реорганизация ряда образовательных учреждений. В связи с отсутствием контингента учащихся в июне 2011 г. была ликвидировано МОУ ВСОШ г. Наволоки и детский сад д. Журихино.
В целях обеспечения доступности качественного образования в районе из 28 населенных пунктов осуществляется подвоз 283 учащихся по 17 маршрутам, работает 12 школьных автобусов все они соответствуют требованиям ГОСТ Р 51160-98.
В 2010-2011 учебном году на переоборудование школьных автобусов в соответствии с требованиями ГОСТ из местного бюджета было выделено 558280 руб.
Автобусы, не соответствующие требованиям и не подлежащие переоборудованию, переданы в муниципальную собственность.
В июне 2010 года из Департамента образования получен новый автобус для Батмановской сош в связи с закрытием Лагунихской нош.
В связи с реорганизацией Шилекшинской сош в основную школу возникнет необходимость в подвозе детей старшей школы, подана заявка в Департамент образования на выделение дополнительного автобуса.
^ Учебный годКоличество автобусовКоличество автобусов, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51160-982008-20091672009-20101372010-20111212Ведётся систематическая работа по информатизации учреждений образования. Все общеобразовательные школы подключены к сети Интернет, для поддержания высокого уровня информированности и обеспечения своевременной информацией всех образовательных учреждений района в каждой школе созданы и зарегистрированы электронные адреса 77 % общеобразовательных учреждений района имеют локальную сеть для эффективного использования возможностей Интернета и установленного компьютерного оборудования (областной показатель – 59,6%).
-
Год
Количество учащихся на 1 компьютер
^ Количество учащихся на 1 интерактивную доску
2008-2009
12,9
178
2009-2010
10,5
101
2010-2011
9,7
99,6
Педагоги активно используют в своей работе информационные технологии.
В 2010 году начался переход на новое программное обеспечение. Особенности пакета программного обеспечения в том, что оно бесплатно, устанавливается единым пакетом, имеет высокую степень безопасности.
Одним из условий развития новой модели образования является наличие сайта школы. Все школы района имеют Интернет-сайты, через которые напрямую информируют общественность о своей деятельности. Это делает школу открытой для диалога. Безусловно, данный процесс кардинально меняет работу школ, позволяет сформировать единую информационно-образовательную среду и создает условия для перехода к новому качеству образования на основе информационных технологий. В настоящее время все школы района завершили работу по приведению в соответствие сайтов с требованиями 83 – ФЗ.
За счёт оптимизации сети ОУ района и пополнения материальной базы школ прослеживается положительная динамика обеспечения образовательных учреждений современными компьютерами и интерактивными досками:
2008-2009 уч. г. – 12,9 учащихся на 1 компьютер и 178 учащихся на 1 интерактивную доску;
2009-2010 уч. г. – 10,5 учащихся на 1 компьютер и 101 учащийся на 1 интерактивную доску;
2010-2011 уч. г.- 9,7 учащихся на 1 компьютер и 99,6 учащихся на 1 интерактивную доску.
Происходит развитие сети базовых школ, увеличение числа обучающихся в базовых школах района. В районе 3 базовых школы с общим количеством учащихся 658 чел – это 42,3% от общего количества обучающихся.
ПРОБЛЕМЫ:
- сложность выполнения в установленные сроки в полном объёме требований надзорных органов по обеспечению безопасности образовательного процесса и санитарно-гигиенических условий в значительной части подведомственных учреждений
- быстрый износ запасных частей школьных автобусов
- недостаточный уровень оснащённости компьютерной техникой в т.ч ДОУ. (нет компьютеров в 3 детских садах)
- значительный рост устаревшей техники в ОУ
- остаётся недостаточной мощность сети дошкольных учреждений для обеспечения государственных гарантий доступности дошкольного образования
- не используются другие формы дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, группы дошкольной подготовки)
- низкая скорость доступа к ресурсам сети Интернет, затрудняющая организацию дистанционного обучения учащихся малокомплектных школ.
- сохранение достаточно высокой доли зданий подведомственных учреждений, требующих текущего ремонта
- необходимость дополнительных средств на обеспечение соответствия ОУ лицензионным требованиям
- отсутствие динамики уменьшения доли руководящих работников к числу педагогов
- Затруднено развитие государственно-частного партнерства, в том числе на основе привлечения ресурсов малых и средних предприятий к обеспечению развития инфраструктуры образовательных учреждений.
^ 4. Переход на новые образовательные стандарты Освоение образовательных стандартов теснейшим образом связано с качеством образования.
Педагогические коллективы провели определённую работу по повышению качества знаний, профилактике неуспеваемости и сохранению контингента учащихся.
Количество учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5» снизилось по сравнению с прошлым учебным годом на 1,2 %:
2010 -2011 уч.г. - 44,6 % (обл. 45,8 %). 2009 -2010 уч.г. - 45,8 % (обл. 44,4 %).
Выше среднерайонного этот показатель в школе № 1 г. Наволоки, Решемской сош, Дьячевской сош, Лувговской сош, Красногорской оош. Высокие результаты обученности показали учащиеся 10-11 классов Решемской сош.
Успеваемость составила 99,7 %, на 0,2 % ниже результата прошлого года. Оставлено на повторное обучение 4 человека (3-сош № 1 г. Наволоки, 1-Решемская сош).
Выпуск из 9 класса составил
^ 204 чел.
Все выпускники получили аттестаты за курс основной школы
Результаты государственной (итоговой) аттестациивыпускников 9 классов в новой формеГодУспеваемость^ Качество знанийматематикарусский языкматематикарусский язык2008-200999,5 %98,0 %52,3 %56,4 %2009-201098,4 %98,9 %67,0 %71,4 %2010-201199,5 %97,6 %60,6 %67,6 %Окончили среднюю школу
^ 91 чел., из них особого образца
– 4 (1 золотая медаль и 2 серебряные).
Выдано
29 грамот за успехи в изучении отдельных предметов (2009-2010 год – 27).
Увеличилось количество учащихся, поступивших в ВУЗы с 71% в 2009-2010 уч. г. до 78,6 в 2010-2011 уч. году.
Лучшие показатели у Решемской сош – 80 %, Шилекшинской сош -77,8%, сош № 1 г. Наволоки – 75 %, Луговской сош – 72,7 %.
Всего 92,5 % выпускников продолжили своё образование.
Одним из объективных показателей качества образования является ЕГЭ.
Участвовали в ЕГЭ по обязательным предметам
^ 92 выпускника
11-х классов района по математике и 91 выпускник по русскому языку.
Успеваемость по обязательным предметам по сравнению с прошлым учебным повысилась, результаты областных.
Средний тестовый балл по математике выше прошлогоднего, по русскому языку ниже, чем в 2010 г.
^ Результаты ЕГЭ 2010-2011 учебный годГодУспеваемость^ Средний тестовый баллматематикарусский языкматематикарусский язык2008-200997,396,440,856,72009-201095,195,142,959,42010-201197,810044,857,5Выше среднерайонного тестовый балл по математике в сош № 1 и сош № 4 г. Наволоки. Самый высокий показатель – в сош № 4 г. Наволоки – 55,4 баллов. По русскому языку самый высокий результат в Решемской сош- 64,2 балла, выше среднерайонного тестовый балл в сош № 1 и сош № 4 г. Наволоки, в Луговской сош.
Также выпускники 11-х классов сдавали экзамены в форме ЕГЭ по 11 предметам. По географии, физике, литературе, английскому языку результаты успеваемость составила 100%.
Лучший результат в области по литературе получил учащийся Дьячевской школы, по английскому языку- учащаяся школы № 1.
Количество учащихся, сдававших 3 и более предметов в форме ЕГЭ, составляет 102 чел.(83,6%), в прошлом году - 84 чел. (75,7 %). Районный показатель ниже в связи с тем, что 7 выпускников ВСОШ г. Наволоки сдавали только 2 обязательных экзамена. Без вечерней школы наш показатель 97,1 %. Сдали 3 и более предметов в форме ЕГЭ 82,8 % учащихся, в прошлом году было 71,8 %.
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений 2009г. - 3,1 % (3 чел. ВСОШ и Батм.), 2010г. – 4,9% (7 чел. ВСОШ), 2011 г. – 4,2 % (ВСОШ).
Размещение выпускников 9 класса
Анализ распределения выпускников 9 классов показывает, что по сравнению с прошлым годом увеличилось количество учащихся, принятых в 10 класс.
Вместе с тем по сравнению с прошлым годом уменьшилось количество учащихся, продолживших дальнейшее образование с 99 % до 97,7 %.
Год
Количество выпускников
10 класс
СПО
НПО
ШРМ
На работу
Армия
2009
197
87
(44,2 %)
51
56
1
2
-
2010
171
96
(56,1 %)
29
42
-
4
-
2011
207
101
41
52
-
12
1
Размещение выпускников 11 класса
Ежегодно увеличивается количество учащихся, поступающих в ВУЗы,
также уменьшается количество выпускников, не продолжающих своё дальнейшее образование с2.2 % до 1,9 %.
Год
Количество выпускников
ВУЗы
СПО
НПО
Армия
Курсы
На
работу
болезнь
2009
92
55
(59,8 %)
26
1
1
3
2
1
2010
105
75
(71 %)
26
1
1
1
1
-
2011
94
66(78,6)
21
-
-
-
7
-
В январе 2011 г. было направлено 14 учащихся на областные предметные олимпиады. Стабильным остается количество призовых мест на региональных олимпиадах.
-
2009
2010
2011
колич. участников
колич. победителей и призёров
колич. участников
колич. победителей и призёров
колич. участников
колич. победителей и призёров
20
1
16
3
14
1
ПРОБЛЕМЫ:
- устаревшие учебно-методические комплекты
- из-за отсутствия финансовых средств на курсовую подготовку затруднено участие учителей предметников, ведущих подготовку к ЕГЭ, в областных семинарах-практикумах
-отсутствие муниципальной системы оценки качества образования
-необходимость дооборудования школ в связи с введение нового образовательного стандарта начального образования с сентября 2011 г.
-необходимость обучения 100 % руководителей школ и учителей начальных классов ля работы по новому ФГОСу.
^ 5.Сохранение и укрепление здоровья школьниковПолучение качественного образования невозможно без сохранения и укрепления здоровья школьников. Одним из приоритетных направлений в системе образования района является воспитание здорового человека, приобщение к физической культуре и спорту.
«Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги» (из послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации).
Поэтому одним из важных вопросов в работе ОО и ОУ стала оценка состояния здоровья и организация деятельности по здоровьесбережению.
Анализ заболеваемости детей, посещающих ДОУ показывает, что пропуск одним ребёнком по болезни за последние три года увеличился с 12 до 16 дней.
Работа по сохранению и укреплению здоровья школьников проводилась в соответствии с планами работы ОУ. Перешли на 5-дневную неделю начальная школа и среднее звено во всех ОУ.
В каждом учреждении разработана школьная программа «Здоровье», имеются аналитические данные по состоянию здоровья и заболеваемости за 3 года. Традиционными стали дни здоровья (1 раз в четверть), турслёты.
В 2010-2011 учебном году в районе внедрена региональная модель формирования здорового и безопасного образа жизни школьников, которая направлена на создание в образовательных учреждениях условий для улучшения показателей соматического и психического здоровья школьников, оптимизации психологической и социальной адаптации, совершенствования организации межведомственных профилактических и оздоровительных мероприятий, внедрения современных здоровьесберегающих технологий.
В 2010-2011 учебном году:
все учащиеся первой и второй ступени обучались в 5-дневном режиме. По субботам проводятся массовые спортивно-оздоровительные мероприятия для школьников с участием родителей и педагогов, работают кружки, факультативы;
во всех общеобразовательных школах района введен третий урок физкультуры;
в 2-х школах третий урок проводится с использованием технологии психофизической тренировки.
В 3-х школах (30%) открыты школьные кабинеты здоровья, в остальных школах имеются уголки здоровья. Школьные кабинеты здоровья стали центрами мобильной информации о здоровом образе жизни для школьников, педагогов и родителей. Волонтеры-школьники организуют акции, пропагандирующие здоровый образ жизни.
е184В 2010-2011 учебном году пролицензировано 2 медицинских кабинета.
7
9% школьников региона обеспечены горячим питанием (региональный показатель 85,6% ).
В 3 школах района реализуется проект «Межведомственная система оздоровления школьников» с использованием автоматизированных технологий.
В 2010-2011 учебном году проведен III региональный конкурс на присвоение звания «Школа здорового образа жизни». В нем приняла участие и вошла в число лауреатов МОУ СОШ №1 г. Наволоки.
В прошедшем учебном году 2 учреждения района принимали участие в вебинарах по вопросам по вопросам формирования здорового и безопасного образа жизни школьников. К сожалению, низкая скорость в сети Интренет не позволяет многим учреждениям шире использовать эту эффективную форму работы.
Одна из задач на ближайшее время – увеличить скорость доступа к Интернету. Важно иметь общешкольную локальную сеть проводную или беспроводную (WiFi).
Созданная система работы позволяет констатировать тот факт, что
доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях увеличилась
2008г. – 92,1% 2009г.- 56.6 % 2010г.- 90 ,4%
На 3% уменьшилось количество детей с понижением зрения, на 1,1 % уменьшилось количество детей со скалиозом.
Организация питания Руководители ОУ уделяют серьёзное внимание организации питания учащихся. Охват учащихся горячим питанием ежегодно повышается:
2008-2009 уч. г. – 71 %, 2009-2010 уч. г. – 76,2 %, 2010-2011 уч. г. – 82%
. Улучшилось положение с питанием учащихся в школах г. Наволоки. Благодаря работе с родителями охват питанием постепенно увеличивается:
2008-2009 уч. г. – 65,4 %, 2009-2010 уч. г. – 67,8 %, 2010-2011 уч. г. – 71,6%.
(в сош № 4 питается 78,6 % учащихся).
Неплохо организовано питание учащихся в сельских школах, охват учащихся горячим питанием ежегодно растёт:
2008-2009 уч. г. – 83,6%, 2009-2010 уч. г. – 90,2 %. 2010-2011 уч. г. – 97,2 %.
Кроме Луговской сош, во всех сельских школах 100 % -ный охват учащихся горячим питанием.
Количество питающихся возросло в связи с организацией бесплатного питания учащихся начальной школы на сумму 12,5 руб. на ученика за счёт областного бюджета. Родительская плата за завтрак в среднем 12 руб, за обед – 15 руб.
Удешевление школьного питания происходит за счет продукции, выращенной на УОУ. В Шилекшинской сош за счёт использования продукции УОУ все учащиеся школы получают двухразовое питание стоимостью 12.50.
В летнюю оздоровительную кампанию 2010г. в 8 из 10 ОУ и в 2 учреждения
дополнительного образования работали лагеря дневного пребывания, спортивные и профильные лагеря. В 2010г. на учете в ТУСЗН находился 21 учащийся района. 19 из них были активно задействованы в ЛДП в июне 2010г.
Финансирование летней оздоровительной кампании осуществлялось из следующих источников:
- средства местного бюджета – 398,805 тыс. руб
- средства федерального бюджета – 453,6 тыс.руб.
- средства областного бюджета – 198,240 т.р..
^ Финансирование летнего отдыха обучающихсяВсего летним отдыхом было охвачено 77,8% учащихся (2009г. - 67,3% , 2008 г. – 92,7%,).
ПРОБЛЕМЫ- отсутствие финансовых средств на замену устаревшего оборудования школьных столовых
- не приобретается спортивный инвентарь
В рамках летней оздоровительной кампании на организацию ЛДП и профильных лагерей, работа в которых направлена в т.ч. и на поддержку одаренных детей было направлено: местный бюджет – 398.805 тыс.руб, областной бюджет – 198ю24 тыс.руб., федеральный бюджет – 453,6 тыс. руб.
ПРОБЛЕМЫ:
Отсутствие финансовых средств на замену устаревшего оборудования школьных столовых.
Не приобретается спортивный инвентарь.
^ 6. Развитие системы поддержки талантливых детей Развитие системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей – один из главных приоритетов развития современной Российской образовательной стратегии.
На реализацию мероприятий по поддержке талантливых детей в рамках ВЦП «Дети Кинешемского района» бюджетом Кинешемского муниципального района в 2011 г. направлено 64, 7 тыс. руб.
Удельный вес численности обучающихся в ОУ, которым оказана поддержка в рамках программы поддержки одаренных детей – 30,62%
Из внебюджетных средств (спонсорские средства и средства родителей) на поддержку одаренных детей района направлено более 40,0 тыс. руб.
^ Ведомственная целевая программа Кинешемского муниципального района«Дети Кинешемского муниципального района»2009г.2009-2010 уч.г.2010-2011 уч.г.118,4 тыс. руб.43,2 тыс. руб.64, 7 тыс. руб.На муниципальном уровне создана «База данных одаренных детей» -победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, мероприятий и конкурсов различных уровней. В неё вошли 245 учащихся.
Удельный вес численности обучающихся в ОУ, которым оказана поддержка в рамках программы поддержки одаренных детей – 30,62%
В 100% школ апробируется система ученического портфолио, отрабатываются механизмы построения индивидуальной образовательной траектории, разрабатываются индивидуальные «маршруты развития» победителей и призеров областных, всероссийских и международных конкурсов.
Комплекс мероприятий по реализации ВЦП «Дети Кинешемского района» позволил в 2010г. снизить количество несовершеннолетних, совершивших преступления в 4 раза и составил 3 человека (2009-2010 уч.г. - 12 человек)
^ Количество обучающихся, совершивших правонарушенияУчастники и победителиобластных и всероссийских конкурсовНазвание областного или всероссийского конкурса.
Финансирование
Отметка об участии или победе
участники
победители
Областной конкурс театральных миниатюр на немецком языке, г.Иваново
Спонсорские средства
9
3 место- 1 чел
Областной интернет -конкурс школьных сочинений «Моя семья»
-
4
^ Российский конкурс «Серебряные голоса» г. ИвановоСпонсорские средства
1
диплом I степени-
Областной конкурс «Утренняя звезда» Иваново
1
диплом III степени
^ Областной конкурс чтецов им. К.Д. Бальмонта в рамках бальмонтовского детского фестиваля поэзии «Солнечный эльф» ШуяВДЦ «Дети Кинешемского района»
6
диплом лауреата – 3 чел,
1 место – 1 чел.
Российский конкурс детского художественного творчества «Жар-птица»
Спонсорские средства
1
Диплом лауреата 2 степени
^ Чемпионат Ивановской области по кикбоксингу г.ИвановоСпонсорские средства1I местоОбластной чемпионат по рукопашному бою среди юниоров ИвановоСпонсорские средства
1
I место
Чемпионат центрального федерального округа по панкратиону г.Заволжск
Спонсорские средства
1
IIместо
^ Первенство России по панкратиону среди юношей г.КисловодскСпонсорские средства
1
I место
Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» г. Москва
-
5
Обл.конкурс иллюстраций к произведениям немецкой литературы г.Иваново
ВДЦ «Дети Кинешемского района»
4
Всероссийский конкурс рисунков для почтовой марки «Год учителя» г.Москва
-
6
Всероссийский детский литературный конкурс «История Победы» г. Москва
Спонсорские средства
3
1 чел. –
3 место
3 Всероссийский конкурс краеведческих презентаций «Моя Россия. Великое в малом»Москва
Спонсорские средства
2
1 чел. –
2 место
^ Областной конкурс портфолио «Школьная пора»Спонсорские средства1Диплом 1 степениОбл. конкурс по правилам дорожного движения «Светофор» г.Иваново
ВДЦ «Дети Кинешемского района»
15
Обл.конкурс мультимедийных проектов «Учитель на 5 +»
г. Иваново
ВДЦ «Дети Кинешемского района»
4
^ Первый Всероссийский фото-конкурс «Моё познание мира»г. МоскваСпонсорские средства
6
1 чел.-1 место
^ Всероссийский конкурс рисунков «Моя Родина» г. МоскваСпонсорские средства
4
1 чел.-1 место
7 Международный конкурс компьютерной графики и анимации «Электронное перо-2010»
-
2
^ Всероссийский конкурс рисунков «Попрыгунья стрекоза» Москва5
1 чел. - 1 место
Областной конкурс социальной рекламы «Я выбираю семью! Я выбираю здоровый образ жизни»
3
Областной этап VII Всероссийского конкурса детского творчества по пожарной безопасности «Пожарный-доброволец: вчера, сегодня, завтра!»
6
^ II областные юношеские чтения им. Д.Г.БурылинаСпонсорские средства
4
Дипломы лауреатов(3чел)
^ I этап Кубка Ивановской областипо спортивному ориентированиюСпонсорские средства
10
1 чел – 1 место
V международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества "Гренадеры, вперед!"
^ «ДУША МОЕЙ РОДИНЫ»
5
Диплом победителя (2чел.)
Сертификаты участников (3чел)
г.Москва Открытая гуманитарная конференция «Вышгород»
ВДЦ «Дети Кинешемского района»
2
Диплом лауреата третьей степени (1чел)
VI Международный конкурс детского рисунка «А. С. Пушкин глазами детей»
посвященный 210-й годовщине со дня рождения поэта
4
VIII межрегиональный шахматный турнир «Царские игры» г. Александров
Спонсорские средства
1
Международный детско-юношеский фестивальспорта и художественного творчества "Грани".
Спонсорские средства
1
XIX Открытая московская естественнонаучная конференция школьников «Потенциал».
Спонсорские средства
3
Организация дополнительного образования (как и дошкольного) относится к полномочия муниципалитета. Для создания современных условий организации дополнительного образования в 2010- 2011 году отделу образования передано новое здание для ЦВР г.Наволоки, на реконструкцию которого выделено 1 млн.599,1 руб.
Дополнительное образование осуществлялось через систему детских объединений по интересам: 94 объединений организовано Центром внешкольной работы г. Наволоки (2009-2010 уч.г. – 99, 20082009 уч.г. – 98) и 21 спортивная секция ДЮСШ г. Наволоки (2009-2010 уч.г. – 18, 2008-2009 уч.г. – 17). Охват учащихся внешкольной деятельностью составляет 1762 чел., что составляет 100 % от общего количества школьников 2009-2010 уч.г. – 97,1% 2008-2009 уч.г. – 91,2%.
Наибольшее количество детей посещают объединения художественного творчества, естественнонаучного, культурологического направлений. Однако, очень мала доля занятости детей в объединениях технической и спортивно-технической направленности.
Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования детей:
2009 -2010 уч.г. -92 % 2010-2011 уч.г. – 92,5%
Удельный вес численности детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования – 90.38 %
Удельный вес численности обучающихся, которым созданы современные условия для занятий творчеством ( возможность пользоваться современными студиями и актовыми залами) – 15,9%.
^ 7.Совершенствование учительского корпусаКлючевая роль в реализации образовательной инициативы принадлежит педагогу.
Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле формирования человеческой личности.
В современных условиях, когда происходит обновление содержания образования, принципиальную роль играют кадры. Наблюдается устойчивая тенденция старения педагогических работников и оттока молодых специалистов в другие сферы деятельности. Средний возраст работников системы образования района составляет 45 лет.
На сегодняшний день в работе учителя главным становится не передача знаний и технологий, а формирование у детей готовности и умения обучаться в течение всей жизни. В этой ситуации задача новой школы так организовать учебный процесс, чтобы школьники осваивали необходимые компетенции, а это возможно только в процессе деятельности. Для этого учитель и сам должен обладать необходимыми в современном мире умениями и навыками и постоянно их совершенствовать в сотрудничестве с коллегами.
Развитие учительского потенциала является одним из основных направлений президентской инициативы «Наша новая школа». Государство ставит перед нами задачу совершенствовать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.
По-прежнему курсовая подготовка – одна из основных форм повышения квалификации.
Целью методического обеспечения образовательного процесса является создание условий для постоянного совершенствования профессионализма педагогов, приведение его в соответствие с современными достижениями науки и практики, инициирование и стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов
Анализ приведенных данных свидетельствует о снижении количества педагогических работников. Причинами сокращения штатов являются мероприятия по реструктуризации сети, уход на пенсию педагогов. В районе, несколько, сократилось количество педагогов пенсионного возраста. Однако, процесс старения кадров развивается, сохраняется тенденция, что из-за отсутствия вакансий количество молодых специалистов не увеличивается.
В 2010 г. проведена аттестация 34 руководителей и педагогов образовательных учреждений района. Подготовлено и проведено 5 заседаний районной аттестационной комиссии.
Анализ приведенных данных свидетельствует о росте квалификационного уровня педагогов. Однако, в малокомплектных сельских школах продолжается практика осуществления преподавания по ряду предметов педагогами, не являющимися специалистами в этих областях, из-за отсутствия возможности привлечения специалистов по предметам. С целью решения этой проблемы в 2010 г. в рамках методического объединения учителей для педагогов малокомплектных сельских школ истории начала работать Школа учителя истории, не являющегося специалистом по предмету.
Ежегодно с целью повышения квалификации педагогических работников РМК уделяет большое внимание организации курсовой подготовки.
В 2010-2011 г. наряду с традиционной системой повышения квалификации педагогических кадров РМК провел большую работу по организации обучения педагогов по модульно-накопительной системе повышения квалификации.
В целях подготовки к введению новых образовательных стандартов, в Институте развития образования была обучена муниципальная тьюторская команда, которая затем провела обучение представителей школьных команд.
- в 100% общеобразовательных учреждений директора, завучи по учебной работе и учителя 1-х классов прошли обучение по вопросам реализации ФГОС НОО.
В 2010-2011 уч. г. на очных, дистанционных курсах повышения квалификации обучено 116 руководителей и педагогов, в том числе по персонифицированной модели. Эта цифра, к сожалению, не достигла регионального показателя. Он составляет 50 % от общего количества педагогов.
Главной сложностью в обеспечении эффективности этой работы стало отсутствие финансирования мероприятий курсовой подготовки в муниципалитете.
Анализ приведенных данных свидетельствует о наличии положительной динамики участия педагогов, образовательных учреждений в конференциях, конкурсах разных уровней:
Участие в региональных конкурсах педагогического мастерства и конференциях 2010-2011 уч. г. – 20 чел., 2009-2010 у.г. – 18 чел.
Участие во Всероссийских конкурсах педагогического мастерства и конференциях - 2010-2011 г. – 11 чел. 2009 -2010г. - 18 чел.,), а так же об увеличении количества печатных работ педагогов района в различных изданиях в рамках распространения передового педагогического опыта:
2010-2011 г. – 30, 2009-2010 - 15.
Из – за отсутствия финансирования не были проведены районные конкурсы ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы и районный конкурс лучших руководителей и педагогов.
РМК осуществляет научно – методическое сопровождение работы муниципальных экспериментальных площадок, функционирующих на базах школ района. В 2010 -2011г. школы продолжили работу и представили отчет о работе в ходе региональных и районных экспериментальных площадок.
Региональная экспериментальная площадка: - МОУ Луговская сош - «Медико –психолого-педагогическое сопровождение детей с использованием автоматизированных технологий».
В 2010 г. к проведению работы в этом направлении приступили базовые школы МОУ сош № 4 г. Наволоки, МОУ «Дьячевская сош».
Муниципальные экспериментальные площадки: - МОУ сош № 4 г. Наволоки «Внедрение модели профильного обучения в средней школе».
МОУ сош № 1 г. Наволоки «Создание системы исследовательской деятельности учащихся на всех ступенях обучения» .
Методическая площадка: «Разработка и апробация программ экологического обучения в средней школе» МОУ сош № 4. г. Наволоки.
«Основные линии развития ребенка дошкольного возраста: физкультурно – оздоровительное, социально – личностное, художественно – эстетическое» -
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад» № 1 г. Наволоки
Таким образом, в первый год реализации инициативы «Наша новая школа» первоочередные действия в области образования направлены на обеспечение перехода к внедрению эффектов модернизации как базы для дальнейшего системного инновационного развития образования.
^ 8.Основные тенденции и задачи развития муниципальной системы образования Задачи на 2011-2012 год:
Организация комплексной работы по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Развитие вариативных моделей предоставления дошкольного образования.
Расширение самостоятельности школ.
Внедрение комплексного мониторинга эффективности организации учебно-воспитательного процесса.
Повышение качества управления образовательным учреждением, организация работы с образовательными учреждениями по совершенствованию форм работы, связанных со сдачей ЕГЭ.
Введение в 2011 – 2012 учебном году в 1 классах государственного Федерального образовательного стандарта начального общего образования.
Осуществление комплексных подходов по поддержке дальнейшего развития одаренных в области интеллектуальной и творческой деятельности (система олимпиад, творческих испытаний, конкурсов, соревнований).
Повышение качества предоставления образовательной услуги общего и дополнительного образования.
Увеличить долю школьников, обучающихся в современных условиях.
Т.о., перед МСО стоит задача достижения нового качественного уровня, отвечающего социальному заказу общества в предоставлении учащимся оптимальных возможностей для получения качественного образования при эффективном расходовании ресурсов муниципального образования.